Третья
стадия анализа
как бы вклинивается в предыдущую. Это — углубление интерпретации и переход к
объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на
агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Здесь
главная опасность — подмена косвенных, опосредованных связей прямыми. Такая
ошибка — самая распространенная и менее всего заметная со стороны. В книге
"Человек и его работа" мы совершили именно такую ошнбку — приняли
некоторые связи за прямые и при-Шли к заключению, что в простых видах труда
высокое образование отрицательно коррелирует с продуктивностью. Впоследствии
было установлено, что поскольку в 1964 г. подавляющее число молодых рабочих
имело преимущественно более высокое образование в сравнении с большинством
рабочих среднего и старшего возрастов, а те, в свою очередь, обладали большим опытом и стажем, тогда как первые — малым,
то прямая связь между образованием и продуктивностью рабочего фактически была
ложной. Она опосредована возрастом, стажем работы, уровнем производственного
опыта. Все обнаружилось, как только из всей совокупности обследованных были
выделены подгруппы разного стажа и возраста: в каждой возрастной подгруппе по
правилам, описанным выше (введение контрольной переменной, в нашем случае —
возраста), обнаружились усиленные прямые связи уровня образования и деловитости,
продуктивности рабочих, т. е. чем выше образование, тем выше и производственные
результаты. Итак, на
данной, вероятно самой ответственной, стадии анализа должны быть получены
основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые и для теоретического
осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций. Четвертая
стадия, заключительная, — попытка прогноза развития изучаемого процесса,
событий, явлений при определенных условиях [23, 24, 25, 212, 214]. Лучшим
образом решению этой задачи отвечает повторное обследование. При невозможности
осуществить повторные исследования на базе разового используют модели
мысленного экспериментирования, регрессионные, детерминационные,
стохастические и др. Полезно прибегнуть к оценкам экспертов [256] в данном предмете,
чтобы проверить надежность прогноза, являющегося результатом
квазиэкспериментов. Общая логика
анализа эмпирических данных может быть иллюстрирована схемой 31. Не все
элементы приведенной схемы должны быть реализованы в каждом исследовании, она
иллюстрирует принципиальный порядок аналитических действий. Однако этот
порядок остается мертвой конструкцией до тех пор, пока решительно все операции
с данными, начиная с первичных измерений и формализации изучаемых объектов,
не наполнены содержательным смыслом. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |