Российское
общество поляризуется на активных "беспринципных"
"победителей" 28% в 1996 г. и 30% — в 1997 г. и пассивных потерянных
"ретроградов" 53% и 57%. Сопоставление
этого анализа с общеевропейским обследованием по той же методике показало, что
средневзвешенные данные по странам Центральной и Восточной Европы свидетельствуют
о противоположной тенденции: там на 3% сократилась доля социально
разочарованных и соответственно выросла — социально уверенных. Автор
заключает: тенденция социально-ценностной дезориентации, разочарований,
социального нигилизма и аномии продолжает усиливаться. При этом растет
социально-ментальная база как активных сторонников "нецивилизованного капитализма"
("победители"), так и пассивных сторонников возврата к неким
потерянным корням, которые, однако, четко не идентифицируются
("ретрограды"). В
исследованиях последних лет Г. А. Сатаров успешно использовал разработанную им
технику многомерной эмпирической классификации (кластерный анализ) для
изучения расстановки политических сил в Верховном Совете, а позже —
Государственной Думе России. На базе информации поименного голосования по
принципиальным вопросам может быть представлена типологическая структура
политических позиций депутатского корпуса, конфигурации депутатских групп,
позволяющая прогнозировать их действия в парламенте [236]. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОВЕРКА В ЭМПИРИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ Теоретическая
(или конструированная) типологи-зация — обобщение признаков социальных явлений
на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным
критериям. Такая типологизацияг в отличие от эмпирической, есть условие прямой
проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими
свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. Здесь типология
отличается от рассмотренной выше, где устойчивость свойств типа находится
путем многократного перебора, тогда как в теоретической типологии критерии
свойств выявляются путем логического анализа. В логике существует
понятие "идеализированный" (идеальный) объект, которым обозначают
реальный объект или целый класс объектов, отраженных
в сознании в виде некоторой абстракции, идеальной системы, воспроизводящей его
в упрощенном, схематизированном виде [295. С. 151—156]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |