Идеальная
социальная модель строится на основе абстракций двоякого рода: тех, что
логически вытекают из более общих теоретических предпосылок — социологических
понятий или принципов, а также абстракций на основе наблюдения эмпирических
данных. Разумеется, и те, и другие имеют своим основанием реальную
действительность. Именно потому, что конструированная таким путем идеальная
модель соотносится с системой теоретического знания, она выполняет важные
функции включения теории в непосредственный анализ эмпирических данных. Модель
такого рода обладает рядом особенностей: она определяет идеальные (в смысле
абстракции) границы социального объекта; включает критерии (или параметры),
на основе которых определяется обоснованная в теории устойчивая связь его
свойств и характеристик; если параметры, составляющие модель, представляют
континуумы, фиксируются также количественные границы идеализированного
объекта.5 5 В данном случае — в понятиях
"больше" — "меньше", "сильнее" —
"слабее", т.е. в их упорядоченности или дихотомии, путем шкалирования
соответствующих операционализированных свойств (см. приводимый ниже пример). Анализ
эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает,
во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение
отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если
возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений [314]. Классический
пример идеализированной типологии — типология мотивации социального действия у
М. Вебера. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" [31] Вебер
задается вопросом, что отличает ценностно-мотивационный "синдром"
предпринимательства в согласии с этикой протестантизма и путем теоретического
анализа наблюдаемых реалий находит, что здесь имеют место: — мотивы прибыли, когда добывание
денег превращается из средства в самоценную деятельность, цель; — аскетизм, исключающий
потребление ради удовольствия, наслаждения радостями жизни; — рационализм, ответственность,
трудолюбие. Эта
типологическая конструкция побудила Э. Хагена сконструировать идеальные типы
"инновационной личности" в отличие от "традиционалиста"
(личности "авторитарной"). Авторитарный тип сформирован в условиях
социального застоя, инноватор — динамичными процессами современного общества
[336]. Отсюда — дихотомия характеризующих их черт (которые логически выводятся
из теоретического анализа (схема 26). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |