|
540 |
540 |
1080 |
Связи между
признаками П и Р в производных таблицах, выравненных по образованию, не
обнаружено. Между тем в исходной табл. 11 связь высокая. Остается
предположить, что П и Р зависят от уровня образования, но независимы
относительно друг друга. Проверим это предположение, сгруппировав данные так,
чтобы выявить связи между контрольным фактором (О — образование) и каждым из
первоначальных (П и Р) (табл. 11, б). Видно, что связь между образованием и
интересом к программам познавательных передач такая же, как между образованием
и интересом к развлекательным программам, высока.
Здесь
действует следующее правило: если введение контрольной переменной уменьшает
связь между двумя исходными переменными, но связь между контрольной переменной
и каждой из исходных достаточно высока, то контрольная переменная выступает
либо в качестве интерпретирующей, либо в качестве объясняющей. Различие же между
интерпретацией и объяснением состоит в следующем. Интерпретация — способ
истолкования факторов, рассматриваемых как посредствующие переменные какого-то
процесса, причины которого неясны. Объяснение суть истолкование ряда факторов,
рассматриваемых в качестве причинных.
Чтобы
иллюстрировать метод обнаружения интерпретирующей и объясняющей связи,
рассмотрим другой пример, используя ту же логику рассуждения и те же цифровые
данные.