Пример 2.
Обозначим Пр профессию телезрителей (Пр и Пр2 — это две группы профессий). И+
наличие, И~ отсутствие интереса к определенным программам. Для таблицы 11»
используя те же данные, что в табл. 10, связь равняется 0,82 по коэффициенту
ассоциации Юла (Qnp.K= 0,82). Введем
контрольную переменную О — образование. Перестроив таблицы, как в предыдущем
случае, найдем, что в производных связь потерялась: при фиксированном уровне
образования не обнаруживается связи между профессией и интересом к передачам
определенного типа. Иначе говоря, люди с высшим образованием — инженеры, врачи,
учителя — примерно одинаково интересуются передачами данного класса. Рабочие,
продавцы магазинов, служащие учреждений, не имеющие высшего образования, также
обнаруживают большую схожесть в отношении к телепрограммам этого класса. Как и в
предыдущем случае, введение контрольной переменной снизило (или в нашем
условном примере свело к нулю) связь между исходными факторами. Однако заключение
во втором случае будет отличаться от вывода, который следует из первого
примера. В первом
примере образование предшествует интересу телезрителей к развлекательным или
образовательным программам и потому объясняет связи так: между интересом к
развлекательным и образовательным программам существует связь сопутствия, ибо,
не будучи прямо связанными между собой, обе эти разновидности интересов
связаны с третьим фактором — образованием, которое и является причинной
переменной. Логика объяснений связей между П и Р через О: Во втором
примере контрольная переменная (образование) не предшествует, но действует
одновременно с одной из основных переменных (профессия). В этом случае она опосредует
связь между основными факторами и уточняет, интерпретирует ее: дело не столько
в профессии, сколько в образовании. Логика объяснений связей между П и И через
О: Пр--- О --- И Пример 3.
Возможна ситуация, когда связь между двумя исходными переменными после
введения контрольной не исчезает и не уменьшается, но она исчезает между одной
из исходных переменных и контрольной. Рассмотрим этот вариант на условном
примере с телезрителями. А — интерес
телезрителей к программам "Что, где, когда?"; В — их интерес к
программам "В мире животных". Контрольная переменная (О) —
образование. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |