Приведем
пример (табл. 14) из нашего исследования отношения рабочих к труду (1976 г.,
Ленинград), в котором факторному анализу подвергнуты оценки удовлетворенности
различными элементами производственной ситуации (более 4 тысяч рабочих
разного характера труда) [233. С. 146—147]. Из табл. 14
видно, что первый фактор до вращения вобрал в себя с положительными значениями
все изучаемые связи, исчерпав почти четверть их вариации. Это показатель
объяснительной "силы" фактора, равной в данном случае 23,4%. Наиболее
значимы в данном факторе оценки организации труда (0,707), состояния
оборудования (0,609), отношений с администрацией (0,647), техники безопасности
(0,653), а наименьшие связи обнаруживают оценки содержательных аспектов работы:
ее разнообразия (0,213), возможности проявить смекалку (0,272) и т. п. Так как
в генеральном факторе все изучаемые признаки взаимосвязаны, его можно назвать
фактором общей удовлетворенности, в котором лидируют оценки условий труда. Второй фактор,
объясняющая сила которого в два раза меньше (12,8%), — биполярный: одни оценки
вошли в него с положительными значениями (содержательные аспекты работы,
например разнообразие, возможность проявить смекалку), а другие (условия труда)
— с отрицательными. Это указание на то, что имеются две подструктуры связей,
которые могут быть прояснены операцией вращения факторов. После вращения
четко обозначились две структурные составляющие: 1-й фактор (достаточно
информативный — 21,4%) — фактор условий труда, так как в нем с высокими фиксированных
специальными тестами. Сегодня факторный анализ прочно вошел в арсенал методов
социологических исследований.
Хостинг от uCoz
|