(4) наконец, некий фактор
(условие, обстоятельства...) не может достоверно считаться определяющим в
отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании)
наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы [377. С. 267]. Эти
логические правила, напоминающие нам о строгости экспериментального вывода,
нельзя игнорировать. Но проблемы сравнительного анализа никоим образом не
сводятся к формальным процедурам. Это прежде всего — область
содержательного, вдумчивого изучения и только затем — формально-количественной
оценки существенности различий. В каких именно аспектах сопоставимы и в
каких — несопоставимы для сравнения изучаемые объекты, каковы ограничения
сопоставимости по объективным условиям, по составу и выборке обследуемых, по
выделенным показателям? Особые
трудности возникают в международных сравнительных исследованиях, где даже при
соблюдении всех формальных правил единства методик исследования и
выборки возникают проблемы, связанные с различием образа жизни, культуры,
восприятия и реакции людей на одни и те же "стимулы" (например,
вопросы анкеты). В разных странах различны стандарты благосостояния, системы
образования, социально-профессиональные "дистанции", социальная
структура, характер социальных отношений, мировоззрение и идеология, культура,
ее стереотипы, весь уклад жизни. При
интерпретации данных межнациональных (международных) исследований воздействие
социально-экономических и социально-культурных факторов, конечно, выдвигается
на первый план. Но в методическом аспекте такое воздействие может быть аккуратно
фиксировано при условии, что уже в разработке инструментария исследования
качественные различия между странами приняты во внимание и на стадии пилотажа
методик были предприняты соответствующие коррекции всех инструментов
исследования. С этой целью производят аккуратное сопоставление главных
параметров выборок: отнесение к социальной группе, выравнивание по уровню
образования, другим подобным показателям социального статуса, а затем
осуществляют утомительную работу по идентификации методик, особенно опросных.
В последнем случае социально-культурные различия респондентов могут
радикальнейшим образом повлиять на сопоставимость результатов межнационального
исследования. В
межрегиональных исследованиях крайне важно принимать во внимание всю доступную
из имеющейся статистики информацию об особенностях экономических и социальных
условий жизнедеятельности населения в сравниваемых регионах; сведения о
производственном потенциале и развернутости инфраструктуры, о различиях в
уровне заработной платы и прожиточного минимума, о положении с трудовыми
ресурсами и сведения о миграционных потоках, национальном составе и
общей плотности населения и т. д. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |