Так, в
одном из исследований, где выяснялись региональные различия в отношении
рабочих к труду с учетом особенностей условий и образа жизни (Ленинград —
Барнаул, исследование В. Мартыновой), обнаружилось, что иркутские рабочие в
общем более удовлетворены теми аспектами производственной ситуации, которыми
ленинградцы менее довольны. Анализ конкретной социальной ситуации в двух
городах убедил в том, что в Барнауле намного меньше возможности выбора места
работы (отсюда меньше текучесть, больше "терпимость" к данным
условиям труда на данном производстве), существенно выше ставки заработной
платы, ниже показатели общей квалификации при выполнении аналогичных функций
на рабочем месте; в общем, можно сказать, что притязания работников к условиям
труда существенно более умеренны. При "прямом" же сравнении можно
было заключить, что, судя по оценкам удовлетворенности, ленинградцы находятся
в худшем положении, что, учитывая сказанное, сомнительно. В
повторных и сравнительных исследованиях любого типа возникает вопрос об
идентичности или сопоставимости методик сбора первичных данных. В межнациональных и межрегиональных
исследованиях обычно используют единую методику. Иногда для той или иной страны
(региона) к ней добавляют "вкладыш", т. е. дополнительные пункты
информации, связанные с особыми условиями деятельности в данном регионе и
особыми научно-практическими интересами организаторов исследования,
заинтересованных в дополнительных данных по своему региону, своей стране. В
повторных исследованиях дело осложняется тем, что с течением времени возникают
новые явления и процессы, новые социальные проблемы, которые заранее не могли
быть предвидены. Следовательно, методики "базового", т. е. первого,
обследования не могут полностью и без изменений использоваться в повторных. Но
тогда неясно, можно ли сравнивать данные, полученные разными методами. Решение
проблемы состоит в том, что часть полевых документов полностью повторяет
инструментарий базового обследования, а другая — вводится заново.19
19 Можно рассчитать коэффициент
прямой сопоставимости данных в повторных исследованиях: Kn=ff/Nl 100%, где N — число пунктов
информации, общих для двух исследований, a Nl — число таких пунктов в бааовом или
предыдущем исследовании. Под пунктами информации имеются в виду, например,
вопросы анкетного листа, смысловые единицы контент-анализа, шкалы для
регистрации данных наблюдения и т. п. [81]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |