Особый
вопрос — определение интервала времени, в рамках которого целесообразны
сравнительные исследования. Этот интервал определяется в
"масштабе" изучаемых социальных процессов. В случае оценки организационных
нововведений повторное обследование проводится по схеме эксперимента
"до—после" вскоре после реализации нововведения. В случае изучения
социольных тенденций (трендовые исследования) "масштаб" сопоставления
должен быть увеличен в зависимости от проблематики исследования. Важно, однако,
выдерживать более или менее единый интервал времени или же использовать
неравные интервалы, но связанные с качественными изменениями в экономических и
социальных условиях деятельности людей. Например, переход к рыночной
экономике, период социально-экономического кризиса требует сокращения
интервалов с опорой на "пороговые точки" (отпуск цен, активная
приватизация, резкое повышение или падение спроса на рабочую силу, политические
потрясения и т. д.). Так, в нашем мониторинге изучения сдвигов социальных
идентификаций российских граждан начиная с 1992 г. до 1994 г. мы соблюдали
3™6-месячные интервалы и обнаружили лишь одну "пороговую" зону
(политический кризис осенью 1993 г. с использованием оружия со стороны лидеров
Думы и Президента). Четыре последующих "замера" существенных сдвигов
не выявили. Следовательно, интервал может быть увеличен, что и было сделано:
1,5—2 года вместо 6-ти месяцев [308]. Оценка
существенности различий в сравнительном или повторном обследовании представляет собой
довольно сложную и ответственную задачу методологического и методического
характера. С методологической точки зрения она состоит в содержательном осмыслении
и интерпретации "меры" различия изучаемых качественных процессов.
Ведь философская категория меры относится к качественно-количественной
определенности явлений. Накопление количественных изменений ведет к
качественному сдвигу. Но где тот предел, за которым мы вправе говорить о
существенном, качественном сдвиге? В
работах некоторых социологов можно часто встретить выражения: "Лишь
столько-то процентов опрошенных сообщили, что..." или "Однако более
чем столько-то процентов активно участвуют в такой-то деятельности".
Слова "лишь" и "однако" указывают на социальную и
нравственную позицию исследователя. Он тем самым дает понять, что в первом
случае имеют место явления негативные, а во втором — позитивные. Между тем следует
привести убедительные основания для оценки. В одном случае различие в 2—3%
(если они статистически значимы) может быть существенно, в другом — и 20%
расхождений практически еще не говорят о существенности сдвига. От каких
факторов зависит оценка существенности различий? (1) Прежде всего — от содержания
изучаемых процессов, их "собственной" внутренней динамики, меры
устойчивости и изменчивости данного процесса и явления. Различные проявления
повседневной жизнедеятельности в решающих компонентах их целостного образа-
жизни, обладают относительно высокой устойчивостью. Изменения в этих видах
деятельности не могут происходить, что называется, ежечасно и ежедневно. Поэтому
даже небольшие сдвиги и различия будут здесь важны и в принципе существенны для
социального анализа. Изменения во взглядах и системе ценностей должны
оцениваться в ином "масштабе". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |