Пример.
Американский социолог Дж. Робинсон провел опрос студентов факультета социологии
МГУ по формализованной анкете. Надо было в пятибалльных шкалах дать оценку
наиболее острых проблем нашей жизни (Москва, 1990 г.). Многие студенты указали
на нехватку товаров массового спроса как одну из наиболее острых. После опроса
Робинсон устроил групповую дискуссию: почему именно так ответили на этот вопрос?
В ходе дискуссии тема товарного дефицита резко сместилась в сторону проблемы
человеческих взаимоотношений. Дефицит
ресурсов — дна из при причин обострения социальной напряженности. Люди
становятся агрессивными, недоброжелательными, злыми, вступают в
противоборствующие социальные движения и партии, возникает межнациональная неприязнь
и т. д. Интервьюер не стал возвращать аудиторию к заданной теме ("нехватка
товаров"), но повел дискуссию в новом направлении и в итоге пришел к
лучшему пониманию, почему, по каким мотивам были получены такие-то статистические
распределения в формализованной анкете. Интерпретация пункта о товарном
дефиците теперь представляется намного более полной, выводит на серьезные
размышления о человеческих взаимоотношениях. Состав
группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть
представители полярных общностей (скажем, сторонники и противники некоторой
политической партии, любители жанра в искусстве и равнодушные к нему),
гомогенная группа (студенты, пенсионеры, военные), "целевая"
(слушатели, читатели некоего источника массовой информации),
"случайная" группа (люди, внезапно пережившие общее бедствие...).
Численность таких групп — до 15 человек. Дискуссия
записывается на аудиопленку, но часто — на видеокассету с тем, чтобы
впоследствие тщательно проанализировать ее содержание и осмыслить его
соответственно задачам исследования. 6 6 Детально о технике фокус-групп и
групповой дискуссии см. [26]. Итак,
теперь мы знаем, что, используя разные тактики, социологи-"качественники"
могут анализировать разнообразные поля социального опыта. Тактики качественного анализа: • Если
в фокусе интереса прежде всего проблемы уникальности объекта и выяснение
скрытых пружин его функционирования — он выбирает тактику кейс-стади. В этом
случае результаты исследования сугубо практические и носят характер советов или
рекомендаций относительно данного сообщества. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |