• Если цель изучения в первую
очередь — новое знание о культуре определенного общества, то он использует
тактику детального описания форм поведения и языка — этнографическое
исследование. • Если же исследование направлено на
выяснение субъективной стороны исторического события и его последствий для
участников или очевидцев, то выбирается тактика устной истории, где
первоочередной задачей является проверка степени правдивости воспоминаний при
сопоставлении их с другими источниками информации. • В случае интереса к
ретроспективе социальных процессов и механизмам передачи культурного капитала
от поколения к поколению, он обращается к тактике истории семьи. • Если же интересна прежде всего
индивидуальная жизнь и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение
социального и индивидуального, то социолог применяет тактику истории жизни. • Существенное значение имеет еще
одна тактика, о которой мы поговорим позже, — это тактика построения теории
случая (grounded theory). Общими
свойствами исследования можно считать: а) ориентацию на длительный непосредственный
контакт исследователя с данным социальным феноменом; б) познание объекта в первую
очередь с помощью изучения неструктурированных текстов как живых образцов
устной или письменной речи, содержащей информацию о субъективных смыслах
непосредственного человеческого взаимодействия; в) использование нескольких
разноплановых источников информации об объекте и разных методов; г) всестороннее описание и
интерпретация состояния социального феномена в совокупности всех характеристик. Многообразие
техник качественного исследования отличает этот подход от
"количественного". Исследователь волен изобретать способ действия и собственную стратегию,
подходящую для его исследовательской ситуации. Вместе с этим, как и в
жесткоструктурированном системном подходе, он должен следовать определенным
канонам научного поиска, концептуализировать свои наблюдения и интерпретацию в
понятиях теории, обосновывать аргументы, опираясь на достоверные данные
(тексты, наблюдения, имеющиеся документы, данные других исследователей). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |