"Качественное"
исследование по объекту интереса — повседневная практика людей — как бы напоминает
работу журналиста. Но только социолог-профессионал достаточно подготовлен для
того, чтобы концептуализировать живую реальность в понятиях теоретического
знания. Поэтому и в процедуре исследования он обязан следовать определенной
логике и придерживаться правил научного подхода. Логика действий исследователя Если
отталкиваться от уже знакомой нам последовательности операций
"количественного" исследования, то отличия по этапам развития поиска
отражены в схеме 33. Схема с некоторыми изменениями повторяет схему Л.
Ньюмана [352]. В качественных
и количественных исследованиях отправным пунктом является проблемная ситуация.
Но если в количественном подходе исследователь выходит в поле
"вооруженный" концепциями, гипотезами и измерительными инструментами,
намереваясь с их помощью "навести порядок" в разрозненной массе
объектов и событий, то, избирая качественную методологию, он отправляется в
экспедицию "не вооруженный", но подготовленный своим предшествующим
социальным опытом, предварительными знаниями по данному кругу проблем, "с
открытыми глазами и навостренными ушами", с намерением распознать, что же
происходит в действительности и подвергнуть реальность теоретическому анализу. Вообще,
роль и позиция исследователя в качественном исследовании универсальна.
Считается, что качественный метод требует небольших материальных затрат, но
собственно интеллектуальные затраты исследователя здесь очень велики. Он
должен сочетать в себе способность к комбинированию абстрактного и конкретного;
широкую социологическую и общекультурную эрудицию и умение сопоставлять разные
источники информации; сочетать функции интервьюера, социального психотерапевта
и аналитика; обладать научной интуицией и воображением; способностью применять
как логику здравого смысла, так и логику индуктивную; наконец, он не может
добиться успеха без знания макро-социологических теорий и подходов, равно как и
частных микротеорий. Воистину быть социологом-"каче-ственником" —
это искусство! Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |