Все эти
требования закономерны, так как исследователь фактически превращается в
"инструмент для сбора информации", который необходимо определенным
образом "настроить" и постоянно поддерживать в рабочем состоянии т.
е. "включенным1*, готовым к восприятию социальной реальности. Разработка
процедуры качественного исследования — это работа по формированию собственной
стратегии. Обычно она применима только для целей данного проекта. Тем не менее
существуют некоторые самые общие правила, помогающие грамотно выбрать свой
путь. 3.
Реализация замысла исследования в полевых условиях Как уже
говорилось, на полевом этапе могут применяться одновременно разные методы
сбора данных: наблюдение, сбор документов, глубинные интервью. Принципы
действий исследователя при этом весьма схожи, поэтому мы описываем их в общем
виде на примерах биографических интервью как наиболее распространенном методе
сбора качественных данных. Очертания
проблемы и подготовка к полю На
начальном этапе исследователь имеет дело с неструктурированным проблемным
полем. При постановке проблемы достаточно очертить круг исследовательского
интереса относительно объекта: какие характеристики наиболее важны; какие из
них уже достаточно известны, а какие входят в круг неизвестных. Последние
формулируются как перечень вопросов: как? почему? каким образом происходит
определенная связь событий или явлений? Предварительно надо как можно
больше узнать об исследуемом поле из всех доступных источников информации,
затем очертить временные и пространственные рамки анализа, исходя из имеющихся
источников и здравого смысла. Предположим,
перед нами стоит задача изучить влияние опыта военного детства в формировании
отношения к Германии8 (коллективный проект под руководством О. М.
Масловой). В нашем случае временной период, представляющий интерес, — годы
Великой Отечественной войны. Выбор объекта определяется возрастом людей, у
которых могло быть военное детство (сколько им должно быть сейчас лет?). 8 Такова была только одна из задач
в исследовании "Отношения Германии и России в социальном опыте трех
поколений россиян", проведенном в методологическом проекте под
руководством О. М. Масловой при поддержке Российского Фонда Фундаментальных
Исследований (РФФИ). Цель исследования — понять, как формируется образ
"другой" страны на уровне обыденного сознания, как отражаются международные
отношения, "большая политика" в житейском, повседневном опыте
простых людей, далеких от политики; чем отличаются образы Германии,
формировавшиеся в экстремальных типах отношений (военные конфликты, напряженные
ситуации) и в отношениях сотрудничества.[155]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |