Описание
социального контекста — существенная часть первичного анализа. Оно погружает исследователя
в определенное место и время действия "драмы", в рамках которой и стала
возможной данная ситуация или событие, будь то группа, организация, социальный
институт, культура общества того времени. Описание предполагает ограничение
рамок генерализации именно данным контекстом. В нашем случае сразу становится
понятным, что анализ эпизода из транскрипта можно вести лишь относительно
данной общности: тех, кто были детьми, росшими на Арбате в 40-50-е гг.
(сверстники респондента). Географическое и социальное пространство анализа
также должно быть ограничено определенным районом Москвы: "старым Арбатом
и его переулками". Соответственно, образцы поведения, ценности также
применимы только к данному пространству и времени. Этот
район городской среды может стать объектом для сравнения с сельской местностью
или с другими районами Москвы, но строго в рамках того же временного периода.
Такое ограничение контекста дает символический ключ к пониманию субъективного
отношения П. к факту своего рождения. П.
ассоциирует себя со средой Арбата как центром либеральной культуры 60-х. Это
могло быть не столь явно проговорено в его интервью, могло остаться скрытым от
аналитика, если не обратить внимания на фразу: "Я считаю себя именно не
москвичом, а арбатским". Но в данном случае П. поясняет и раскрывает свое
понимание "арбатского" достаточно ясно. Автор перечисляет наиболее
значимые для него характеристики этой культуры: интеллигентская ("как
культуры людей умственного труда"), преемственная по отношению к культуре
дореволюционного времени ("сохранилась атмосфера старой дореволюционной
Москвы"), а также свое отношение к этой культуре ("здесь какая-то
своя гордость, свой патриотизм, особые отношения между людьми"). Пока мы
только определяем, как сам человек видит ситуацию и объясняет мотивы
причисления себя к "арбатским". Однако будучи исследователями, мы
можем уже здесь сконструировать и наши собственные предположения для
дальнейшего развития темы, но при этом должны быть уверены, что это совпадает с
ходом мысли П. — автора текста. Мы можем вспомнить, что арбатские переулки как
символ либеральной культуры были воспеты Б. Окуджавой, а "дети
Арбата" описаны А."Ры-баковым в его романе. Об этом ли ведет речь П.?
Сейчас, на этой стадии анализа, такое заключение может быть только
предположительным. Приведенный
дассаж сам по себе мало что дает для описания процесса: условий,
обстоятельств, побудивших П. ассоциировать себя с культурой Арбата. Но из совокупности
отдельных фраз вытекает определенная логика процесса: "я родился на
Арбате" — "я считаю себя арбатским" — "Арбат воспитал
меня". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |