Отсюда
вытекают их основные особенности. (1) В прикладном исследовании, в
отличие от теоретико-прикладного, четко определен объект и неявно — его
предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей социальной ситуации на данном
объекте и тех особых проблем, с которыми сталкиваются принимающие решения. Они
могут поставить перед исследователем четкую задачу, связанную с необходимостью
разработки определенных проектов, но могут выдвинуть и общую проблему: выявить
возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных
нововведений, и т. д.3 3 Обобщая опыт работы
социологической службы Пермского телефонного завода , ее руководитель В. И.
Герчиков выделял два основных типа прикладных исследований: (1) по разовым
запросам руководства и (2) специализированные по проблемам, требующим
последовательных и часто долгосрочных управленческих воздействий [44. С. 172—
176]. Короче
говоря, в прикладном исследовании предметная область должна быть определена
применительно к заданному социальному объекту, чтобы содействовать нормальному
функционированию и развитию организации. (2) Время на проведение
теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости
изучаемых проблем. В прикладном же исследовании, какими бы ответственными и
сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки,
устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия
соответствующих решений. Следовательно,
для повышения надежности итоговых выводов прикладного исследования необходимо
тщательно обдумать, насколько ресурс времени и отпущенных средств позволяет
детализировать информацию и ее анализ. Всегда надо помнить, что меньший
объем достоверной информации намного полезнее, чем большой объем сомнительных
сведений. (3) Положение социолога в прикладном исследовании
облегчается тем, что ему предстоит изучать типичные социальные проблемы и
процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теоретико-прикладного
или прикладных исследований. Поэтому целесообразно воспользоваться уже
разработанными методиками или же их модификациями. В теоретико-прикладном
исследовании, напротив, оригинальность программы диктует нестандартность
методик сбора первичных данных и логики их анализа. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |