(4) Немаловажная особенность прикладного исследования состоит и
в том, что, выполняя оплачиваемый заказ, социолог концентрирует внимание на
практическом решении определенных проблем, так что глубина их теоретического
осмысления в собственно социологических категориях отступает на второй план.
Если имеются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами,
юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными
лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе
теоретике-прикладного исследования, напротив, должен не только стремиться к
обоснованности своих выводов, но, в неменыпей мере, — к полноте и многосторонности
их теоретической интерпретации. (5) Порядок действий, этапы
работы определяются здесь в первую очередь логикой практического использования
информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном поиске
это прежде всего логика осмысления социальных процессов, а затем уже
практического приложения добытых знаний. (6) Итоговый
"продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация,
прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о
состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации
предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное
внимание. Этапы
развертывания прикладного исследования на предприятиях, в организации могут
быть представлены следующим образом [48]. На первом
этапе рекомендуется максимально локализовать проблему и объект
исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той
части основного объекта, где проблема воспринимается как особо острая.
Например, это может быть вопрос об отстающих подразделениях предприятия, в
отношении которых хотя бы в первом приближении надо выделить достаточно
очевидные факторы, отличающие эти подразделения от большинства и тем более от
успешных. Такой предварительный анализ целесообразно провести на основе уже
имеющейся информации и путем активного привлечения экспертов-специалистов
разного профиля и уровня управления. Как замечает В. И. Герчиков, экспертов
надо спрашивать только о том, о чем нет объективной информации. В итоге данного
этапа намечаются пути практического решения проблемы (или проблем), Второй
этап — разработка
конкретной программы действий, которая может осуществляться параллельно
несколькими путями: (а) целенаправленным поиском передового опыта; (б)
обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой,
теперь уже с помощью целевых интервью со специалистами; (в) путем коллективного
обсуждения возможных мероприятий методами так называемой "мозговой
атаки", "фокус-групп", т. е. особым образом целенаправленного
обсуждения. Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать
и способы действий, и ответственных за их реализацию, иными словами, она
должна вылиться в определенную систему практических решений, взаимоувязанных по
направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |