3. В
третьем, методическом, разделе программы предлагается тип выборки (при
выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ
обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача
данного раздела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для
осуществления исследования. 4.
Рабочий план исследования составляет непременный раздел программы. В нем
поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители,
предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых
документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т. п.,
обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая
вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления
предварительных и итоговых результатов работы [196. С. 130—131]. В
отличие от программы теоретико-прикладного исследования, каковая может быть
самостоятельной научной публикацией, программа прикладного исследования —
весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц.
Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесенные к любому
из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности
проблемы и данного объекта. В случае крайнего недостатка исходной информации в
разделе 4 (рабочий план) предусматривается время на формулятивный этап
исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более общем виде с
оговоркой, что более четкая постановка задач подлежит уточнению к
согласованному сроку. Если имеются апробированные методики, их можно приложить
к 3-му разделу программы; там же в качестве приложения может быть и расчет
выборки. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ресурсов
на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко
второму разделу программы целесообразно приложить подпрограммы, разработанные
соисполнителями по частным направлениям и задачам. Организация
прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с
"заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от
планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть
реализовано несомненно, предположительно или вовсе не удастся. Если цель и задачи
исследования не согласованы с заказчиком надлежащим образом, итог, как
правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных.
Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованными, но случается и так, что
продиктованы ложным впечатлением заказчика о его информированности в данной
области. В свое
время прикладные социологические исследования наиболее широко были
распространены на предприятиях, в отраслях, т. е. в сфере производства. Здесь
создавались социологические службы, накопившие большой опыт [250. Гл. 9].
Социологическая служба, получая задания на изучение определенной проблемы, в
то же время информировала администрацию о наличии других проблем, важность
которых подчас признавалась не меньшей. В конце концов принималось разумное решение
по перечню задач исследования. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |