В
практике конца 80-х и начала 90-х гг. главные направления прикладной социологии
— опросы общественного мнения, маркетинг, исследования^яроцессов приватизации
и др. на региональном и общенациональном уровнях. Жесткость взаимоотношений с
заказчиком диктуется целевым финансированием таких исследований. Дискуссии о
целевых установках сводятся к минимуму. Вместе с тем, если данная
социологическая служба постоянно работает на определенном объекте или в
регионе, она располагает обширной информацией о состоянии социальных процессов,
особых интересах и позициях различных групп и общностей. При выполнении заказа
задачи исследования могут быть уточнены и сформулированы не так, как они
представляются заказчику, что весьма полезно объяснить в доступной для него
форме. Профессиональный долг социолога состоит также в том, чтобы убедить
заказчика в необходимости финансирования всех требуемых должным качеством
информации расходов на проведение исследования, признании полной независимости
в программно-методическом плане. Нет
надобности каждый раз проводить обследование по классической схеме. Как
замечает В. И. Герчи-ков, социологическая служба накапливает обширную
информацию о своем объекте, пользуется статистикой, обращается к другим службам
за экспертизой, прибегает к целенаправленным интервью небольшой численности
работников разного уровня и занятых в различных областях. Отсюда следует, что,
уточнив задачи исследования, надо подумать, не достаточно ли уже имеющейся
информации, а если так, то какой именно не хватает. Это существенно сокращает
сроки работы и позволяет сосредоточиться на анализе проблем и разработке
проектов решений в большей мере, чем на работе по сбору исходных данных. Важный
организационный вопрос в исследованиях на предприятиях, в учреждениях, фирмах —
гарантия сохранения доверия респондентов — работников предприятия, к которым
неоднократно приходится обращаться. Требование анонимности опросов здесь неприемлемо,
и проблема доверия к социологической службе заключается, во-первых, в
обеспечении очевидной эффективности проводимых обследований (т. е. их полезности)
и в безусловном соблюдении этических норм работы социолога. Обычно в интервью
или при анкетном опросе исследователь гарантирует использование полученной
информации только в общественных целях. Нельзя пренебрегать и таким важным
каналом поддержания доверия к социологической службе, как информация о проводимых
обследованиях и особенно об их результатах по местному радиовещанию, в выступлениях
на совещаниях руководящего персонала, но особенно — на общих собраниях
работников и управленческого персонала. Нередко
успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому,
что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику.
Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования,
описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями.
Итоговый отчет должен быть максимально кратким. Он концентрирует внимание на
выводах и рекомендациях, которые относятся к осуществлению предлагаемых
мероприятий. Целесообразна следующая структура отчета. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |