Для исчисления
результатов контент-анализа используются и специально разработанные формулы. Так, А. Н.
Алексеев предложил формулу оценки "удельного веса" смысловых категорий
в общем объеме текста [166. С. 19 — 24]. Формула указывает на уровень
интенсивности представленной в тексте определенной темы (или аргументации,
способов обращения к читателю и т. д.). Эта формула: где Укс —
"удельный вес" данной смысловой единицы; Кгл — число случаев, когда
смысловая единица оказалась главной; Кет, — число случаев, когда та же единица
оказывается второстепенной; 2 — сумма анализируемых текстов (документов). Применяются
также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его
интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений
смысловых единиц [233. С. 60 — 67]. Техника
контент-анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях. Большой
эффективности при использовании контент-анализа добились в 60-е гг. эстонские
социологи, работавшие в сотрудничестве с газетой "Эдази" в Тарту
(руководитель исследований Юло Вооглайд). Содержание газеты подвергалось
ежедневному контент- анализу по специальной программе, данные заносились на
перфокарты, приспособленные для ручной обработки, и еженедельно
обобщались на редакционных совещаниях. Результат — повышение оперативности,
обогащение содержания, удвоение тиража районной газеты за счет подписчиков по
всей республике [31, 35, 36]. Применявшийся
вначале для изучения эффективности массовой пропаганды, этот прием стал ныне
сильным средством анализа всевозможных официальных и неофициальных документов.
Контент-анализ применяют также в практике изучения писем, поступающих в различные
организации и органы управления [106. С. 120—121], в политологии, социальной
психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии и т. д.
[238, 116, 168, 230, 45]. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных
контент-анализа существенно облегчаются компьютерными программами (они входят
в комплект SPSS и имеются в виде специальных разработок). Благодаря
расширяющемуся применению персональных компьютеров и введению в их память
текстовой информации появилась возможность намного интенсивнее использовать
контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы в анкетах.9
Политологические исследования широко используют эту технику при изучении
политических документов, программ общественных движений, видеозаписей массовых
собраний, съездов, митингов и т. п. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |